История развития пацифизма.

Зарубежный пацифизм(Квакеры).

Наиболее ярким развитием зарубежного пацифизма можно проследить на примере квакеров. Квакеры- (от английского quakers, букв. – трясущиеся; первоначально употреблялось в ироническом смысл; самоназвание Society of Friend – общество друзей) – последователи радикального направления в протестантизме, основанного в Англии Дж.Фоксом. Движение Квакеров, возникшее среди городской бедноты, явилось реакцией на религиозную нетерпимость, ханжество и формализм, царившие в обществе. Квакеры последовательно проводили идеи христианского гуманизма и индивидуализма, решительно отвергая церковную грамматику и культуру. Несмотря на свою относительную малочисленность по сравнению с другими протестантскими церквями, Квакеры оказали заметное влияние на религиозную и культурную жизнь Западной Европы и США. Именно Квакеры разработали доктрину абсолютного бескомпромиссного пацифизма, категорически отвергая всякое насилие даже в целях самозащиты. Логика их проста: поскольку в каждом человеке присутствует внутренний свет”, то убийство человека означает убийство Бога, а это не может быть оправдано ни какими земными человеческими соображениями. Поэтому Квакеры всегда отказывались брать в руки оружие. Они выступают против внешней роскоши, чинопочитания, офицерской клятвы, не дают присяг, стремятся к максимальной простоте в речи, одежде, поведении, отказываются от украшений, не снимают шляпы и не кланяться никому, требуя от каждого своего последователя безусловной искренности и правдивости. Все это неизбежно вызывало жестокие репрессии со стороны властей в Англии до принятия Закона о веротерпимости 1689 г., а в США, куда с 1656 г. постепенно перемещался центр квакерского движения, они продолжались до 19 века. Квакеры проповедуют и осуществляют полную религиозную терпимость, поскольку считают, что все люди язычники, христиане, неверующие, мужчины и женщины являются носителями божественного света и святы в одинаковой мере. На протяжении веков Квакеры вели последовательную и энергичную борьбу против рабства, против смертной казни и антигуманного содержания заключенных, против неграмотности. Внутренняя сплоченность, готовность к взаимовыручке, трудолюбие и честность, которую признавали даже противники Квакеров, способствовали процветанию квакерских сообществ, увеличению в них числа фермеров, торговцев, промышленников, что приводило к ослаблению первоначального ригоризма и изоляционизма, к расширению социальной активности квакерских организаций. Особое внимание Квакеры уделяли антивоенной филантропичной деятельности широко развернувшейся после 1-й мировой войны под руководством созданного в 1917 Комитета служения американских друзей которая включала работу среди пленных, перемещенных лиц, помощь в восстановлении разрушенных районов, борьбу с голодом и эпидемиями, в том числе и в СССР. Миротворческая деятельность особенно расширилась после 2-й мировой войны и распространилась на многие страны и регионы Африки, Азии, Латинской Америки. И в 1947 Квакерам была присуждена Нобелевская премия мира. Свою антивоенную деятельность Квакеры не сворачивали даже в самые тяжелые годы холодной войны. Они выступали против политики силы в международных отношениях, стремились наладить контакты с миротворческими организациями всех стран, в том числе и СССР, проводили марши мира, мирные забастовки, конференции, издавали многочисленные призывы, обращения. Наступление ядерной эры лишь подчеркнуло значение миротворческой миссии Квакеров: в антиядерном движении они играют роль своеобразного фермента, отстаивая пацифистские идеи в наиболее неприемлемой, последовательной форме.

 н а з а д

Hosted by uCoz